Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы
Новобурасского района Саратовской области"

Первые во всем и единственные во многом!

 Главная |  Мой профиль | Регистрация | Вход

Четверг, 06.05.2021, 22:03

Советы психолога
 
 
Информация о  проведении мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в образовательных учреждениях (приказ по школе)
 

Если ребенок не хочет ходить в школу.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Не получается

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Тотальный контроль

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Бесконтрольность

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

Личностные отношения в школе

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

И многие другие причины

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

 

 

Если ребенка дразнят

  Дети сталкиваются с дискриминацией и ксенофобией очень рано, и чем больше ребенок отличается от других, тем больше родители волнуются за его благополучие в кругу сверстников. Как помочь ребенку, если его дразнят за его физические качества – рост, возраст, цвет волос или веснушки, или даже за физические недостатки – плохое зрение, заикание, хромоту? Есть несколько решений, давайте их рассмотрим. Читать дальше

Когда ребенок ябедничает

"Ябедничать нехорошо" – вот распространенный ответ взрослых на детские жалобы. Старший брат тайно съел розочку с именинного торта, мальчишки спрятали за обедом котлету, а на прогулке скормили ее кошке, которая обитает у дверей детсадовской столовой, одна девочка сломала куклу подружки и не признается – эти и многие другие действия могут стать для ребенка мотивом к разоблачению виновных. Когда ситуация видится малышу неправильной, он пробует восстановить справедливость через взрослого – рассказать о случившемся, чтобы мама, папа или учитель приняли решение: наказать виновника за проступок, разрешить конфликт или объяснить, почему другой человек поступил неправильно. Таков своеобразный способ ребенка познать "что такое хорошо, а что такое плохо". Читать дальше

Свое и чужое

Уже в детстве мы начинаем отстаивать свое право единолично пользоваться любимой игрушкой, игнорируя предложение взрослых поделиться ею с кем-то другим. Если, поддавшись уговорам, мы отдавали свое сокровище в чужие руки, желание самостоятельно владеть собственностью потихоньку все равно «грызло» нас изнутри. И, одновременно с этим, нам частенько хотелось (и наверняка хочется порой и сейчас!) взять без разрешения что-то чужое, присвоить себе то, что собственно нам не принадлежит.  Отличается от других, тем больше родители волнуются за его благополучие в кругу сверстников. Как помочь ребенку, если его дразнят за его физические качества – рост, возраст, цвет волос или веснушки, или даже за физические недостатки – плохое зрение, заикание, хромоту? Есть несколько решений, давайте их рассмотрим. Читать дальше

ХОЧУ УЧИТЬСЯ!

Если спросить взрослого человека: «Хотите ли Вы работать?», то с уверенностью можно сказать, что большинство ответов будут такими: «Если была бы такая возможность – я бы НЕ работал (а)!». Оставим в стороне истинных фанатов труда, а сосредоточим свой взгляд на первой категории респондентов. Причем не просто так, а в рамках сравнения подобного мнения с учебной деятельностью школьника. 

льше родители волнуются за его благополучие в кругу сверстников. Как помочь ребенку, если его дразнят за его физические качества – рост, возраст, цвет волос или веснушки, или даже за физические недостатки – плохое зрение, заикание, хромоту? Есть несколько решений, давайте их рассмотрим. Читать дальше

Если возникают проблемы с учителями

В школьном конфликте есть три действующих лица: это ребенок, учитель и, как ни странно, родитель. Именно в этой связке всегда необходимо решать школьные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок не хочет посещать школу в целом или занятия какого-то конкретного преподавателя, негативно отзывается о педагоге или ожидает его отрицательной оценки, это повод обратить внимание на то, что в школьной жизни вашего чада появились сложности. Читать дальше

 

 Советы родителям будущего первоклассника

Ваш ребёнок - первоклассник...

 

Личностные особенности ребенка могут осложнить  школьную адаптацию. Высокая тревожность у малыша  обычно возникает из-за страха сделать что-то не так, как ожидают от него учитель и родители. Тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают учебные достижения и закрепляют неуспех. Неуверенность приводит к желанию бездумно следовать указаниям взрослых, боязни проявлять инициативу, к формальному усвоению школьных знаний.

Важным мне представляется и зависимость детей от оценки результата своей деятельности, т.е. если я хорошо учусь, то мне нравится учеба. Если же мне что-то не удается, я не хочу ходить в школу, мне там не интересно. Страх оценки приводит к отказу делать уроки вообще или только под руководством родителей, а в крайнем своем варианте – к отказу от посещения школы. Способность ребенка к мобилизации своих внутренних ресурсов, наоборот, позволит ему справиться с возникающими трудностями.

Что же делать, если появились первые трудности?

·         В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, ориентировать ребенка  на успех, не просто поощряя его, а каждый день, отмечая его достижения, даже если они очень незначительные. Никогда нельзя сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме его самого (вчера ты написал три буквы ровно и красиво, а сегодня уже целых пять).

·         Очень важно приучить ребенка к здоровому образу жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, режим дня, полноценный ночной сон).

·         Уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Необходимо учить его рассуждать, четко и коротко строить фразы, выделять суть в любой информации. Всё это делает любую работу осмысленной и настраивает детей к деятельности. Надо уходить от прямого пересказа текста, чаще использовать диалоговый режим общения, когда ребёнок анализирует, объясняет, почему он делает так, а не иначе. Отвечая на вопросы ребёнка, надо самим взрослым давать логические, четкие объяснения. При обучении чтению сначала можно предложить ему разобрать текст «про себя» и, лишь затем читать вслух. Навык чтения (понимание смысла прочитанного текста), формируется ко второму – третьему классу только при чтении «про себя», и в дальнейшем его практически невозможно скорректировать. Без беглого чтения никогда не будет грамотного письма.

·          Не следует перегружать первоклассника занятиями в различных кружках.

 К сожалению, большинство родителей обращаются к психологу за помощью, когда настаивает учитель или когда у ребенка полностью пропадает желание учиться, ходить в школу. Редко кто приходит в начале первого класса. Почему-то родители считают, что проблема должна закрепиться, только тогда ее надо решать. Но изменить негативное отношение к школе детям уже в третьем-четвертом классе очень сложно. Для этого потребуется длительная работа. Если Вы считаете, что у вашего ребенка могут возникнуть трудности при обучении в школе, специалисты психолого-педагогических центров нашего округа смогут оказать квалифицированную психолого-педагогическую помощь

Как помочь ребенку в приготовлении уроков.

 

  •   У школьника должно быть постоянное место для занятий, т. к.  вырабатывается установка на определенное место работы, и когда такая установка становится прочной, то достаточно сесть за привычный стол, как «само собой» приходит рабочее настроение. При этом лучше, чтобы ребенок не делал здесь других дел, которые для него не обязательны и не требуют внутреннего сосредоточения.
  • До начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет к ним отношения и приготовлено все, что нужно для работы.
  • Можно составить памятку вместе с ребенком с учетом конкретных условий его работы. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник  через какое – то время придет к тому, что все эти действия станут для него привычными, и он не будет нуждаться потом в такой развернутой форме готовности к работе.
  •  Обратить внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашних заданий.
  • Желательно выполнять первым тот предмет, который дается труднее.
  • Необходимо выработать привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть, погулять. Не откладывайте «на потом» деловые разговоры: спросите, какое задание получил, как это задание лучше выполнить. Но бывает так, что ребенок помнит, что задание было задано, но какое?  Не скрывайте, что огорчены и помогите припомнить, что было задано.
  •  Создайте привычку работать, не отвлекаясь, понаблюдайте, когда ребенок работает сам, а когда необходима поддержка взрослого. Как определить, нужна или не нужна ребенку сегодня ваша  помощь?  Желательно расспросить о том, как он собирается выполнять задание. Убедившись в том, что ребенок правильно понял материал, присядьте рядом.  После подведите итог с ребенком: все ли сделано, удалось ли уложиться во времени или почему работа затянулась, сказать, как вы оцениваете его прилежание, похвалить, постараться подбодрить. Окончив работу, ребенку необходимо навести порядок на рабочем месте, собрать портфель на следующий день.
  •  Желательно чередовать отдых и выполнение домашнего задания. Необходимо знать, что работоспособность младшего школьника подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дней недели, месяца, года. В течение суток дети лучше работают с 8.00. до 11.00. В послеобеденное время уровень работоспособности снижается, а во второй половине дня – С 16.00 до 17.00. наблюдается ее второй подъем. Кроме того, в первые 4 – 6 недель, в конце декабря, в первую неделю после зимних каникул, в середине третьей четверти наступает утомление, работоспособность снижается, учиться становится сложнее. В это время ребенку требуется особое внимание и соблюдение режима дня.   

 

        

Быть родителем - особое искусство.

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

 

 

Педагог-психолог Шеянова М.И

 Психологические особенности "пятиклассников"


Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе труднейшим периодом школьного обучения.
Наряду со внешними факторами - изменением условий обучения в школе, влияние оказывают и внутренние факторы: вступление пятиклассников в критическую фазу подросткового возраста. Социальный статус пятиклассника остаётся прежним, но иначе расставляются приоритеты в отношениях семьи, школы, сверстников.


Новообразования
У подростка появляется чувство взрослости, он претендует на равноправие со старшими, стремится быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих (не все взрослые готовы это воспринять).
В подростковом возрасте развивается стремление к самонаблюдению (интерес к своему внутреннему миру). Подросток ищет ответ на вопрос "каков он среди других?". На основе самонаблюдения развивается самосознание. 

Общение.
Для данного возраста характерно определённоеотчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Чтобы лучше понять себя (самопознание - одно из новообразований периода), необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают интерес к сверстникам, авторитет которых становится на определённый период очень сильным. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу. 

Учёба.
В начале отрочества изменяются позиции по отношению к школе и учению. Так если в младшей школе ребёнок был поглощён самим процессом учёбы, то теперь подростка интересуют отношения со сверстниками. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность: он уже готов к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Его привлекают индивидуальныеформы организации занятий, он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжает иметь значение оценка, как возможность подтвердить свои способности. У учащихся на этапе перехода возникает страх перед негативной оценкой, поскольку мнение окружающих существенно влияет на формирование самооценки.

Познавательная сфера.
В учебном плане новообразованием является освоение причинно - следственных связей, умений анализа и синтеза.
Развиваются интересы ребёнка, однако они ещё не устойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, потребность в получении новых впечатлений и ощущений - с одной стороны это способствует любознательности, а с другой - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Однако, в любом случае следует поощрять интерес ребёнка, направлять его.

Эмоциональная сфера.
Эмоциональная сфера подростка характеризуетсяповышенной чувствительностью, тревожностью в сфере общения со сверстниками. Типичными чертами подростка являются раздражительность, возбудимость, иногда агрессия или апатия.

Как помочь ребёнку в учёбе.
Чтобы самооценка школьника была устойчивой, почаще хвалите его за выполненную работу, учитывая даже незначительные изменения в лучшую сторону
Всегда сравнивать интересы ребёнка только с его же результатами, достигнутыми ранее и отмечатьположительные стороны
Если ребёнок что -то не усвоил, попробуйте взять учебникразобраться вместе со своим учеником, пусть он сначала усвоит материал вместе с Вами, а затем решит несколько подобных задач самостоятельно
Поощрять интересы ребёнка, направлять его, даже если интересы ребёнка часто меняются. 

Общаться с ребёнком. Как?
Постарайтесь уделять своему ребёнку хотя бы 10 минут в день, расспросите как дела, что нового
Если что - то в поведении ребёнка Вам не нравится, скажите ребёнку об этом с точки зрения своих чувств
Объясните ребенку, что они волнуетесь за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным 
Если возник спор, не вступайте в полемику, лучше возьмите паузу, но желательно в этот же день "закрыть проблему", поговорив с ребёнком по душам, спокойно обсудив все разногласия
Расскажите ребенку о том, что волновало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это в обычной беседе.

 
Если ребенок тревожен?
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи, он должен поверить в свои силы. Найдите такое дело, где он может почувствовать и увидеть свои достижения.
  • Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности и значимости происходящего.
  • Постоянно повышайте самооценку, поддерживая простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: "Я уверен, у тебя всё получится", "Ты обязательно справишься".
  • Говорите добрые слова о своем ребенке при ваших и его друзьях. Это повысит его самооценку. А такому ребенку важно быть привлекательным в глазах других.
  • Научите подростка представлять и формулировать свои цели позитивно. Перед тем, как что-то сделать, пусть вспомнит дело, которое завершилось успешно. Это настроит на оптимистичный лад.
  • Сравнивайте только достижения самого ребенка с его же результатами прошлого периода.
  • Предъявляйте требования, исходя из его способностей и возможностей, которые он в силах выполнить.
  • Пусть ребенок управляет эмоциями сам, а не эмоции ребенком. 
 
Как помочь ребенку в депрессивном состоянии?
  • Важно показывать ребенку свое отношение: что бы не случилось в жизни, родители его любят, и он может доверять вам.
  • Найдите время для полноценного общения с подростком, чтобы он мог рассказать вам о своих делах, мыслях, обо всем, что для него значимо, главная цель - понимание ребенка.
  • Не отмахивайтесь от ребенка, когда ему трудно. Помогите словом, утешением, отвлеките от мыслей.
  • Разговаривайте с ребенком. Помогите ему разобраться в своих чувствах и отношениях.
  • Будьте внимательны к окружению ребенка.
  • Покажите ребенку, что настроение зависит не от происходящих событий, а от того, как мы их воспринимаем; счастье зависит от мировоззрениячеловека, а не от условий его жизни.
  • В стрессовых ситуациях пусть ребенок проявляет физическую активность, делится своими переживаниями с другими, занимается тем, что больше всего увлекает.
  • Если ребенка невозможно ни в чем переубедить, обратитесь за помощью к специалисту

Поиск

Меню сайта

Праздники

оПЮГДМХЙХ пНЯЯХХ

Погода

Новые Бурасы 

Календарь

«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0